Костромские ведомости,
7 мая 2008 г.
Кто виноват в ДТП? 1462 просмотра
Часто ответ на этот вопрос вовсе не однозначен. Найти правильный помогает
автотехническая экспертиза. 90 процентов уголовных дел по совершенным в
нашей области ДТП проходит через отделение автотехнических экспертиз
экспертно-криминалистического центра при областном УВД, где работают всего
четыре человека. Один из них - старший эксперт капитан милиции Владимир
ФОКИН.
– Владимир Алексеевич, рассказывайте мне как дилетанту, у которого нет даже велосипеда.
- Договорились. Попадая в ДТП, наши люди полагают, что решение инспектора ГИБДД обжалованию не подлежит. Зачастую же бывают случаи, когда принято решение о виновности одного человека, а на самом деле виноваты оба. Например, один, проезжая по второстепенной дороге, не пропускает того, который движется по главной. ГИБДД признает виновным первого, но второй шел по главной дороге с превышением скорости, значит, не мог вовремя затормозить, и тоже виновен. Или пешеход переходил дорогу за 2-3 метра до автомобиля - даже если бы автомобиль двигался со скоростью не 120 километров в час, а 60, он все равно бы сбил пешехода. Пешеход тоже не выполнил требования правил дорожного движения. Автотехническая экспертиза помогает следователям, судьям принять правильное решение, восстановив всю картину ДТП, ведь первые впечатления бывают обманчивыми.
- Для этого вы выезжаете на место ДТП?
- Теперь, с января этого года, эксперт-автотехник обязательно выезжает на место ДТП, если в нем погибли два и более человек или ребенок. В остальных случаях экспертиза основывается на том, что собрали следователи. Используя математику, физику, геометрию, мы устанавливаем параметры движения транспортного средства: мог ли водитель, который, например, сбил пешехода, выполнить требования правил дорожного движения, то есть остановиться.
- Математика, геометрия - это понятно. А как же вещественные доказательства?
- Если на месте ДТП были изъяты разбитые электролампы, мы можем установить, были ли они включены в момент разрушения. Потому что водители частенько утверждают, что у шедшей навстречу машины не горели лампы, и она неожиданно выехала из темноты. Но проводить более крупные исследования - самих транспортных средств - у нас нет возможности. Для этого нужен бокс с ямой, подъемником, в общем, с оборудованием автосервиса. У нас такого бокса нет. Раньше хоть мастерская имелась - ликвидировали. Хотя случаи, когда ДТП происходят из-за неисправности транспортного средства, бывают. К примеру, на перекрестке Калиновская-Галичская сбили ребенка. Оказалось, в машине разорвался шлаг, тормозная система разгерметизировалась, и водитель не смог затормозить. Обнаружить эту неисправность раньше он не мог, так что вины водителя мы не нашли.
- Но хотя бы колеса берете на экспертизу?
- В исключительных случаях. Вон в углу одно стоит: в ДТП погибли три человека, и без исследования этого колеса невозможно ответить на интересующие следствие вопросы. Помню, в Красносельском районе произошло ДТП, и водитель заявил, что не виноват - сам не понимает, как его машина выехала на встречную полосу. Проверили все. В 20 метрах от места ДТП выбоина в дорожном полотне нашлась. Левое колесо, попав в нее, разгерметизировалось, и автомобиль сам выехал на полосу встречного движения. Причина ДТП - уже не действия водителя, а состояние дорожного полотна.
- То есть раз у экспертов нет оборудования, а ДТП, слава богу, обошлось без двух трупов или смерти ребенка, на объективность рассчитывать не приходится?
- Если следствие будет заинтересовано, мы экспертизу транспортного средства сделаем. В Павино меня приглашали: там следователь сам нашел специалистов, которые, помогая мне, демонтировали узлы и агрегаты, разбортировали колеса. Если ГИБДД нужна экспертиза, она тоже решает эти вопросы. Посильную помощь следственным органам мы оказываем.
- Я так пониманию, что проведение экспертизы по ДТП не обязательно?
- Автотехническая экспертиза не обязательна. Ее проведение остается на усмотрение следователей и судей. И в 90 процентах случаев экспертиза проводится, хотя примерно в 20 процентах из этих 90 совсем не требуется. Каких? Например, через три-четыре часа после ДТП давление в шинах было в норме, а прокуратура требует провести экспертизу шин, чтобы определить, когда произошла разгерметизация. Бывает, следователи ставят перед экспертизой совершенно неуместные вопросы: какие пункты правил дорожного движения нарушил водитель? Или каков процент вины каждого из участников ДТП? До смешного иногда доходит. Судья заявляет: <Я в этом ничего не понимаю>. Чуть ли не курс высшей математики читаем. Не понимает - берем модели машинок и наглядно показываем.
- А если мошенничество со страховкой имеется, экспертизу проводите?
- Страховые фирмы обращаются (у них же своих экспертов-автотехников нет). Случай интересный был. Пришел мужчина за страховкой. Оценщик страховой фирмы сделал фотографии машины, а второй оценщик смотрит на них и говорит: «Я этот битый бампер уже видел». Оказалось, бывший владелец два раза попал в аварию. Потом поменял этот бампер в автосервисе. А хозяин сервиса - у него страховка заканчивалась - поставил этот битый бампер на свою машину и пошел в фирму, мол, в аварию попал. Но повреждения-то те же самые, и их можно было получить не в одной, а только в двух авариях. Заплатила бы фирма, только <не повезло> мужику: и прежний владелец бампера, и он были застрахованы в одной фирме.
- Владимир Алексеевич, мы начали разговор с того, что решение инспектора ГИБДД о виновности можно оспорить, проведя экспертизу. Что для этого надо сделать?
- Обратиться в ГИБДД с жалобой. ГИБДД вынесет определение о проведении экспертизы. Каждый должен защищать свои права.
Елена ШИКАЛОВА
Вся пресса за 7 мая 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Технологии, Автострахование, Суды и расследования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 января 2025 г.
|
|
РИА Новости, 20 января 2025 г.
Пострадавшим при падении подъемника в клинике могут выплатить страховку
|
|
Live24.ru, 20 января 2025 г.
Онлайн-заявления по ОСАГО: новый формат для ярославских автовладельцев
|
|
Интерфакс, 20 января 2025 г.
В законе об ОСАГО предложено повысить лимиты выплат на 30% без корректировки тарифов
|
|
Банковское обозрение, 20 января 2025 г.
Страховщики в 2024 году стали отраслью с наименьшим числом чат-ботов
|
|
РИА Дагестан, 20 января 2025 г.
Автострахование в Дагестане подорожает с конца января 2025 года
|
|
Курган и курганцы, 20 января 2025 г.
Зауральцы стали чаще проходить диспансеризацию
|
|
СенатИнформ, 20 января 2025 г.
В СФ обещают новые привилегии для российских и белорусских туристов в РФ и РБ
|
|
Вслух.ру, Тюмень, 20 января 2025 г.
В Тюмени могут подешеветь полисы ОСАГО
|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 20 января 2025 г.
Ставки сделаны. Полис ОСАГО станет дороже для «убыточных» автомобилей
|
|
Южный Федеральный, 20 января 2025 г.
Эксперт Мигаль прокомментировала новую инициативу для страховщиков по ОСАГО
|
|
korins.ru, 20 января 2025 г.
Глава НСИС Николай Галушин обозначил взаимосвязь между расширением лимитов ОСАГО и его ценой
|
|
LipetskMedia.ru, 20 января 2025 г.
Тарифы ОСАГО изменятся с 27 января
|
|
Известия онлайн, 20 января 2025 г.
Страховщики оценили законопроект об увеличении выплат по ОСАГО
|
|
Sputnik Грузия, 20 января 2025 г.
Автовладельцев в Грузии ждет новое обязательство по страховке
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 20 января 2025 г.
Россия отменит полис ОСАГО при регистрации автомобилей с 1 марта 2025 года
|
|
Тюменская область сегодня, 20 января 2025 г.
В Тюмени могут подешеветь полисы ОСАГО
|
|
NashGorod.ru, Тюмень, 20 января 2025 г.
ОСАГО для тюменцев подешевеет
|
 Остальные материалы за 20 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|